От дипрессий Решение ваших проблем Расшифровка анализов онлайн нутрицолог терапевт философия и психология Репетитор Расклады Таро и Ленорман Марина
Спорт

Повесть о вратаре-убийце. За что Хандке получил Нобелевскую премию

Кто такой Хандке?

В четверг 10 октября было объявлено о вручении Нобелевской премии по литературе за 2019 год австрийскому писателю и сценаристу Петеру Хандке. 76-летний австриец был награжден за «влиятельные работы, в которых с лингвистической одаренностью исследуются периферия и своеобразие человеческого существования».

Вопрос-ответ

Кто такие Ольга Токарчук и Петер Хандке, получившие Нобелевскую премию?

К настоящему времени известно около 70 произведений автора, переведенных на многие языки мира, в том числе на русский. Самые известные из них — «Короткое письмо к долгому прощанию» (1971), «Нет желания — нет счастья» (1972), а также «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970), по которому в 1971 году был снят одноименный фильм. С конца 60-х годов Хандке начал писать сценарии для теле- и кинофильмов. Самые известные ленты при его участии — драма «Небо над Берлином» и мелодрама «Город ангелов».

За свою карьеру писатель был награжден престижными премиями: премия Георга Бюхнера (1973), премия гильдии немецких театров (1979), Культурная премия земли Каринтия (1983), Австрийская премия по литературе (1987).

Сюжет

Как может показаться из названия одного из самых значительных произведений Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», оно о спорте, но это совсем не так. Главный герой — футбольный голкипер одной из австрийских команд Джозеф Блох. По сюжету он в одном из матчей получает красную карточку за споры и толчок арбитра, после чего его дисквалифицируют. Известно, что футбольные вратари — это люди отдельной касты, отличающиеся от полевых игроков. Иногда их называют «странными» людьми. Таким был и герой повести Хандке. После удаления с поля он начинает слоняться по городу, не зная, чем себя занять. Покупает газету, чтобы узнать результаты футбольных матчей (действие проходит в начале семидесятых), заходит в кафе, идет в кино. При этом его мысли и размышления абсолютно противоречивы: то его настигает апатия, то вдруг проявляется активность. Он сам не знает, что произойдет с ним в следующую минуту.

В кинотеатре он знакомится с симпатичной кассиршей. Блох приходит снова и снова, чтобы перекинуться с ней парой слов и купить билет на очередной сеанс. Затем он встречает ее в конце смены и едет к ней домой. А далее происходит главная загадка произведения. После ночи любви и милой беседы утром за завтраком «странный» вратарь якобы гладит любовницу по шее, но на самом деле душит ее. Зачем? Почему? Для чего? На эти вопросы футболист не может найти ответ, а автор произведения Петер Хандке также держит их в тайне. Его герой просто стирает отпечатки пальцев с предметов, к которым прикасался в квартире, после чего абсолютно индифферентно покидает город. 

Ключевой монолог

До конца сюжета в произведении не будет крутых сюжетов с преследованием вратаря-убийцы. Он будет загонять себя в угол сам. Пожалуй, самой сильной частью сюжета станет заключительный монолог Блоха, который он произнесет на трибуне небольшого стадиончика во время просмотра футбольного матча с незнакомым соседом.
«Тренер».

Статья по теме

Камера, мотор, офсайд. Отечественное кино о футболе, которое нужно смотреть

«Назначили одиннадцатиметровый. Все зрители побежали за ворота.

— Вратарь соображает, в какой угол будут бить, — сказал Блох. — Если он знает того, кто бьет, он знает, и какой угол тот, как правило, выбирает. Но, возможно, и бьющий одиннадцатиметровый рассчитывает на то, что вратарь это сообразил. Поэтому соображает вратарь дальше, сегодня мяч в порядке исключения может полететь в другой угол. Ну а что, если игрок, выполняющий пенальти, продолжая думать одинаково с вратарем, все-таки пробьет как обычно? И так далее, и так далее.

Блох видел, как постепенно все игроки покинули штрафную площадку. Игрок, бьющий одиннадцатиметровый, положил перед собой мяч. Потом и он, отступая, вышел за пределы штрафной площадки.

— Когда бьющий пенальти будет подбегать, вратарь непроизвольно, перед самым ударом по мячу, своим телодвижением укажет сторону, куда он бросится, и бьющий преспокойно может пробить в противоположный угол, — сказал Блох. — С тем же успехом вратарь мог бы пытаться отпереть соломинкой дверь.

Игрок вдруг разбежался. Вратарь в ярко-желтом пуловере стоял совершенно неподвижно, и игрок, бивший одиннадцатиметровый, послал мяч прямо ему в руки».

В настоящее время гонорар за получение Нобелевской премии составляет около 900 тысяч долларов.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика 59c6f5da17c562fb
Закрыть